Библиотечный блог методиста

суббота, 11 декабря 2010 г.

Огры против мелодрамы

Почему современные зрители готовы платить только за вымышленные миры?

Кассовые киноитоги 2010 года свидетельствуют о главной тенденции нулевых: самыми прибыльными становятся те фильмы, которые глубже погружают зрителя в виртуальную реальность. И дело не только в том, что в кризисную эпоху люди ходят в кино, чтобы окунуться в другой мир, максимально далекий от реального, но и в том, что мы уже не можем жить без новейших компьютерных технологий — в первую очередь без 3D, — которые исподволь диктуют нам вкусы и пристрастия. 

Нет ничего удивительного в том, что самым прибыльным фильмом 2010 года оказалась «История игрушек 3», попутно занявшая пятую строчку в рейтинге самых кассовых кинопроектов всех времен и ставшая первым мультфильмом в истории, чьи сборы перевалили за миллиард. Полностью компьютеризированные мультики давно обогнали в прокате фильмы с живыми актерами и более-менее обычной реальностью.

В 1995 году студия «Пиксар», тогда еще не очень известная, выпустила свой полнометражный дебют, «Историю игрушек», первый широкопрокатный мультик, полностью сделанный на компьютере. Фактически он и породил всю современную массовую анимацию и в 1995-м тоже поставил рекорд, став самым кассовым фильмом года. Нынешний триумф «Истории игрушек 3» — логическое завершение этой пятнадцатилетней истории: первая серия собрала $362 млн, третья — в три раза больше.

Еще в прошлом году в десятке самых кассовых фильмов было всего два мультика: «Ледниковый период 3» и «Вверх». Теперь их четыре: помимо «Истории игрушек 3» это «Шрек навсегда» (четвертая, и последняя, часть знаменитого мультфильма о зеленом огре), «Гадкий я» (сказка про доброго человечка, решившего стать плохим и выкрасть Луну) и «Как приручить дракона» (история про мальчика-викинга, подружившегося с драконом).

Второе место в рейтинге заняла «Алиса в стране чудес» Тима Бертона, которая тоже больше похожа на 3D-мультфильм, чем на стандартное кино со спецэффектами. И это не случайно: чтобы выжить на рынке, захваченном анимацией, обычным блокбастерам тоже приходится быть мультяшными и тридэшными. А те из них, что еще сохраняют признаки двухмерного кино, плетутся в конце рейтинга — «Сумерки. Сага. Затмение», «Железный человек 2», «Гарри Поттер и дары смерти. Часть 1» и «Битва титанов».

Почти все вышеупомянутые проекты не являются оригинальными историями. Это или экранизации современных бестселлеров («Гарри Поттер», «Сумерки»), комиксов («Железный человек») и сказок («Алиса в стране чудес», «Как приручить дракона»), или сиквелы («История игрушек», «Шрек») и ремейки («Битва титанов»). Есть только два исключения — «Гадкий я» и «Начало» Кристофера Нолана, каким-то чудом занявшее третье место в рейтинге.

Последний фильм — единственный из всей десятки по-настоящему авторский проект с навороченным сюжетом, сложной драматургической структурой и претензией не только на то, чтобы сорвать куш, но и на то, чтобы стать новой классикой научной фантастики, чем-то вроде «Матрицы», совершившей переворот в этом жанре в конце 90-х. Сам факт того, что «Начало» попало в тройку лидеров, говорит о том, что у авторского американского кино, предлагающего новые жанры, формы и новаторские идеи, по-прежнему сохраняются неплохие шансы в мировом прокате.

Если сравнивать нынешнюю десятку с рейтингом 2000 года, становится очевидно, как радикально изменились массовое кино и предпочтения публики за минувшее десятилетие.

В 2000-м на экранах еще царило разнообразие: в тогдашней десятке есть боевик («Миссия невыполнима 2»), пеплум («Гладиатор»), романтическая комедия-мелодрама («Чего хотят женщины»), просто комедия («Знакомство с родителями»), фильм-катастрофа («Идеальный шторм») и даже триллер («Что скрывает ложь»). А мультик только один — «Динозавр», как и экранизация комикса — «Люди Икс». То есть представлены почти все классические голливудские жанры.

Сейчас никакого разнообразия: все фильмы, включая и «Начало», относятся к жанру фантастики, фэнтези или сказки и рассказывают о параллельных, альтернативных, абсолютно нереальных мирах. Разумеется, боевики, комедии, мелодрамы и даже триллеры в нулевые тоже снимались, но были обречены если не на провал, то на существование в тени доминировавшей на рынке фантастики.

С одной стороны, некоторые из «старых» жанров действительно при смерти, например триллер, и особенно эротический триллер, столь популярный в 90-е, или вестерн, который уже хоронили не раз. С другой стороны, комедию можно найти и в «Шреке», и в «Гадком я», а мелодраму — в «Начале». Пока еще невозможно представить 3D-мелодраму или 3D-триллер, которые мы будем смотреть в специальных очках. Так же как невозможно представить 3D-мультфильм, в котором будут действовать обычные реальные люди, а не вымышленные, пусть и человекоподобные, существа. Мелодрама и триллер — по-прежнему двухмерные жанры; возможно, поэтому они проигрывают фантастике, которая была и остается в кино главным, если не единственным, полигоном для испытания новейших технологий.

Другой вопрос, что технологизация и виртуализация кино сопряжена с его инфантилизацией. Пожалуй, за исключением более-менее концептуального «Начала», в котором выстраивается целая философия жизни-как-сна и жизни-как-яви, все остальные фильмы десятки — просто зрелище с ограми, драконами, волшебниками, юными вампирами, оборотнями, роботами и другими детскими игрушками. Но потребляется оно и подростками, и взрослыми, между которыми сегодня остается все меньше интеллектуальных и поведенческих различий.

Евгений Гусятинский

1 комментарий:

  1. Думаю, дело не в интеллекте. Просто людям хочется уйти от действительности, хотя бы на 1,5-2 часа забыть о проблемах. И драм, и триллеров хватает в реальной жизни,не все готовы погружаться в этот омут после тяжелого рабочего дня, например,еще и деньги за это платить. Ну, и вообще сейчас всеобщая тенденция к зрелищности, к шоу, а внутри, увы, пустота. Шоу маст го он

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Проверка ТИЦ
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.